Защита трехфазного электродвигателя.
Обычная схема подключения трёхфазного асинхронного электродвигателя
состоит из следующих элементов:
• автоматический выключатель
• электродвигатель
• магнитный пускатель
• тепловое реле токовой защиты.
Автоматические выключатели (автоматы) применяемые для защиты двигателей
имеют расцепители тепловые и максимального тока, по принципу работы
соответствующие максимальным и тепловым реле.
Следует учесть, что не все автоматы имеют такие расцепители и поэтому не
все они могут применяться для защиты двигателя от перегрузки.
В схеме защиты автоматы устанавливаются перед пускателем для защиты
проводов и аппаратов от тока короткого замыкания, а двигателя от тока короткого
замыкания и перегрузки.
Тепловое реле реагирует на превышения тока потребляемого
электродвигателем и вызывает размыкание контактов реле, что приводит к
обесточиванию катушки и отключению электродвигателя.
Типовые схемы включения
трёхфазного электродвигателя
Схемы подключения электродвигателей отличаются магнитными пускателями, в которых используются катушки на разные напряжения.
В первом случае используется магнитный пускатель с рабочим напряжением катушки – 220V; для питания используется любая фаза и ноль - N.
Во втором случае электродвигатель подключается через магнитный пускатель с катушкой на 380V, для питания используются две фазы, например B и С.
Обозначения на схеме:
SA1 - выключатель автоматический (3х-полюсный автомат),
TP1 - тепловое реле,
МП1 - магнитный пускатель,
БК - блок-контакт (нормально разомкнутый),
Start - кнопка "Пуск",
Stop - кнопка "Стоп".
Наиболее
частые причины повреждения электродвигателя вследствие тепловой
перегрузки является пропадание одной из питающих фаз, что приводит к
ненормальному режиму работы и вызывает увеличение тока в статорных
обмотках, в результате чего происходит перегрев и разрушение изоляции
обмоток статора, приводящий к замыканию обмоток и полной
неработоспособности электродвигателя.
От небольших и устойчивых
перегрузок двигатели защищают автоматами и тепловыми реле, но
вследствие своей тепловой инерции они не сразу реагирует на резкие
перегрузки, а только через несколько минут и за это время статорная
обмотка может уже недопустимо перегреться.
Поэтому в случае,
когда возможны ситуации с непреднамеренным отключением одной из фаз
питающей сети, и необходимо предотвратить выход из строя
электродвигателя, целесообразно заменить стандартную схему подключения
электродвигателя на одну из нижеследующих.
Схема №1.
В обычную схему запуска трехфазного электродвигателя помимо автомата и теплового (токового) реле, вводится еще одно дополнительное реле Р с нормально разомкнутыми контактами P1. При наличии напряжения в трехфазной сети обмотка дополнительного реле Р постоянно находится под напряжением и контакты Р1 замкнуты. При нажатии кнопки «Start» через обмотку магнитного пускателя МП проходит ток и он своими контактами блокирует кнопку «Start» и подключает электродвигатель к сети.
При пропадании в сети фазы A или C реле
Р будет обесточено, контакты Р1 разомкнутся, отключив от сети обмотку
магнитного пускателя, который соответственно отключит от сети электродвигатель.
При пропадании в сети фазы В обесточивается непосредственно обмотка магнитного пускателя.
Схема №2.
Схема аналогична схеме рассмотренной в первом способе, но имеет отличие в том, что дополнительное реле Р при выключенном двигателе обесточено.
При
нажатии кнопки «Start» включается реле Р1 и контактами Р1 замыкает цепь
питания катушки магнитного пускателя МП, который срабатывает и своими
контактами блокирует цепь управления и включает электродвигатель. При
обрыве линейного провода B отключается реле Р, а при обрыве
проводов А или С магнитный пускатель МП, в обоих случаях
электродвигатель отключается от сети контактами магнитного пускателя МП.
Схема №3.
Следующее устройство работает на
принципе создания искусственной нулевой точки образованной тремя
одинаковыми конденсаторами С1—С3. Между этой точкой и нулевым проводом N
включено дополнительное реле Р с нормально замкнутыми контактами. При
нормальной работе электродвигателя напряжение в точке 0' равно нулю и ток через
обмотку реле не протекает. При отключении одного из линейных проводов сети
нарушается электрическая симметрия трехфазной системы, в точке 0' появляется
напряжение, реле Р срабатывает и контактами Р1 обесточивает обмотку магнитного
пускателя — двигатель отключается.
Реле типа МКУ, на рабочее
напряжение 36V.
Конденсаторы С1—С3 — бумажные, емкостью 4—10 мкФ, на рабочее напряжение не ниже удвоенного фазного.
По сравнению с предыдущими схемами это устройство обеспечивает более высокую чувствительность, вследствие которой двигатель иногда может отключиться в результате нарушения электрической симметрии, вызываемой подключением посторонних однофазных потребителей, питающихся от этой сети.
Для снижения чувствительности нужно применить конденсаторы меньшей емкости.
Схема №4.
Принцип работы устройства также основан на том, что при обрыве одной фазы образуется напряжение смещения нейтрали, которое можно использовать для защиты двигателя.
Для реализации указанного способа создается искусственная нейтраль с помощью трех конденсаторов С1-СЗ. При наличии всех трех фаз электросети А, В и С напряжение между искусственной нейтралью и нулевым проводом N практически равно нулю, а при обрыве любой фазы возникает напряжение смещения.
Это напряжение выпрямляется с помощью диодного моста VD1, в диагональ которого включено электромагнитное реле P. Конденсатор С4 блокирует срабатывание реле в пусковом режиме. Нормально замкнутые контакты P1 при срабатывании реле размыкаются и разрывают цепь питания катушки магнитного пускателя МП, в результате электродвигатель М отключается от сети.
В устройстве использовано реле
постоянного тока типа РП21, рассчитанное на рабочее напряжение 24V с сопротивлением обмотки
200 Ом.
Контактная система реле допускает ток до 5А.
В случае если напряжения смещения окажется недостаточно для срабатывания реле, необходимо увеличить емкости конденсаторов, образующих искусственную нейтраль. При срабатывании реле в режиме пуска можно увеличить емкость конденсатора С4 или отрегулировать контактную систему магнитного пускателя, добиваясь одновременного замыкания его силовых контактов.
Учитывая, что все эти устройства
защиты имеют один общий недостаток, заключающийся в том, что они реагируют на
обрыв фазы только до аппарата защиты и не реагируют на обрывы фаз, происходящие
за пределами устройства, данные устройства необходимо монтировать в
непосредственной близости от электродвигателя.
Если обрыв произойдет на отрезке между устройством и обмотками
электродвигателя, или в самом
электродвигателе защита работать не будет.
Источник:
В. Г. Бастанов «300 Практических советов» стр. 17-19
Коломойцев К.В. http://cxema.in/radio-shema120.html